Конфискация имущества рассматривается в качестве "меры уголовно- правового характера". Законопроект, в частности, предполагает "принудительное обращение в собственность государства" по решению суда денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения теракта или предназначенных для финансирования терроризма.
Как пишет в четверг "Коммерсант", данный законопроект начали готовить еще полтора года назад. В октябре 2004 года, ровно через десять месяцев после отмены конфискации имущества как института, представители Генпрокуратуры подняли вопрос о необходимости возврата норм о конфискации за коррупционные преступления – дачу взятки и злоупотребление служебным положением. В январе 2005 года генпрокурор Владимир Устинов на заседании Совета федерации предложил восстановить институт конфискации, а в феврале 2005 года выяснилось, что президентская администрация уже подготовила соответствующие поправки в УК. Тогда же возникла идея наказания конфискацией имущества за террористические преступления.
Между тем, согласно законопроекту, в список преступлений, которые могут караться конфискацией, попадает почти весь спектр преступлений против собственности: кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, вымогательство, разбой, фальшивомонетничество, контрабанда, коммерческий подкуп. Кроме того, законопроект распространяется на такие преступления, как убийство, незаконное лишение свободы, вовлечение в проституцию, госизмена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, мятеж и организация экстремистского сообщества. Таким образом, большая часть статей УК, по которым осужденный может подвергнуться конфискации имущества, не имеют отношения ни к терроризму, ни к коррупции. По сути, конфискация имущества восстанавливается практически в том виде, в котором она существовала в СССР, отмечает газета.
Не попали в список лишь налоговые преступления. Однако при рассмотрении таких дел подсудимым всегда можно вменить в вину мошенничество или присвоение имущества. Например, в обвинительном приговоре Михаилу Ходорковскому фигурировало обвинение в мошенничестве, а его подчиненной Светлане Бахминой вменено присвоение имущества.
Экс-глава МВД, зампредседатель думского комитета по безопасности Анатолий Куликов, представляя законопроект, заявил, что все нормы о конфискации соответствуют международной практике. Однако, по данным газеты, пакет поправок получил отрицательное заключение думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Его глава Павел Крашенинников считает, что с экономическими преступлениями лучше бороться экономическими методами. Кроме того, в заключении комитета говорится, что перечень преступлений, за совершение которых предусмотрена конфискация, "необоснованно расширен и не вполне соответствует целям законопроекта".