Когда Сергей Борисович возглавлял военное ведомство, в обязательных для чиновника такого ранга славословиях в его адрес, прослеживалась одна важная тема. Сторонники "первого гражданского министра" не уставали повторять, что именно Иванов способствовал возрождению российской армии, помог ей "подняться с колен" и стать реально боеспособной структурой. Доля истины в этом утверждении есть. Но период руководства Сергея Иванова оказался для министра вообще крайне благоприятным в экономическом плане. Десятью годами ранее речь о структурных реформах в армии просто не шла. В стране происходила смена общественного строя, и перед руководителями министерства обороны той поры стояла задача сохранить армию хоть в каком-то виде до лучших времен. Лучшие времена настали именно в бытность Сергея Борисовича. Не воспользоваться ситуацией мог только полностью лишенный организационных способностей чиновник. Кроме того, к числу несомненных "плюсов" министра можно отнести сокращение службы по призыву и рост экспортных поставок продукции предприятий ВПК.
На этом "плюсы", собственно, и заканчиваются. Когда Иванов руководил отраслью, критики и оппоненты помалкивали. Однако после его ухода голоса противников бывшего министра подозрительно быстро стали звучать с трибун и в открытой печати. Это вызвано двумя причинами. Прежде всего – большим количеством проблем, не решаемых бывшим руководителем. А также "отмашкой", которую дало руководство страны, разрешив умеренную критику деятельности того или иного чиновника. В нашем случае сыграли роль обе эти причины.
По телевизионным картинкам нам хорошо известно, что власти очень трепетно относятся к развитию авиации. Полеты президента и самого Сергея Иванова на самолетах различных типов, красочные репортажи из авиационных частей, регулярная информация о поступлениях новых машин в войска – все это должно было создать у обывателя ощущение стабильности и поступательного развития отрасли. Поэтому для многих стали неожиданностью откровения, прозвучавшие на днях из уст авиационных начальников разных рангов. Первым, как это часто бывало в последнее время, выступил начальник штаба ВВС Борис Чельцов. Со страниц "Красной Звезды" он прямо обвинил руководство министерства обороны в недостаточном внимании к авиации и откровенной показухе. По словам Чельцова, в рабочем состоянии находится не более 50 процентов всего парка самолетов и вертолетов. Одному из важнейших и наиболее капиталоемких родов войск достается всего 12 процентов от многомиллиардного оборонного бюджета. Чтобы просто "залатать дыры", по утверждению Бориса Чельцова, необходимо увеличить финансирование авиации не менее, чем в два – два с половиной раза.
В то же время с критикой финансовой политики министерства обороны выступил на страницах газеты и Главком сухопутных войск Алексей Маслов. Понятно, что критика эта относилась не к действующему министру, который еще не успел даже толком войти в курс дела, а к его предшественнику. Также понятно, что на фоне победных реляций последних лет подобные высказывания представителей высшего командования прозвучали просто убийственно. Сразу после откровений начальников на бедную российскую авиацию набросились, словно пираньи, специалисты рангом пониже. Эксперты словно сделали открытие, сообщая, что самолеты Ан-12 и Ан-22 были разработаны 50 лет назад и давно уже морально устарели. Флагман нашего транспортного и десантного флота, воздушный труженик Ил-76 ненамного моложе – ему "всего" сорок лет. В среднем же возраст самолетов в наших вооруженных силах (имеются в виду не только ВВС, но и авиация других родов войск, в том числе РВСН и Военно-морского флота) составляет тридцать лет, что противоречит существующим нормативам. Впрочем, об этих фактах знали, конечно же, многие. Знали, но по привычке помалкивали.
Зато следующая "утечка" вполне может потянуть на сенсацию. Впервые за много лет действующие руководители министерства обороны публично высказали претензии к качеству работы отечественного военно-промышленного комплекса. Тем самым, бывшие подчиненные Сергея Иванова посягнули на "священную корову" своего патрона – предприятия ВПК, продукция которых по многолетней советской, а затем и российской привычке находилась вне поля критики. На конференции "Развитие оборонно-промышленного комплекса как фактор национальной безопасности Российской Федерации", представитель министерства обороны генерал-лейтенант Михеев заявил, что продукция ВПК очень часто не соответствует критериям государственного оборонного заказа по своему качеству.
Много претензий по этой части предъявляют и наши зарубежные партнеры. Зато цены на продукцию, вопреки законам рынка, к качеству не имеют прямого отношения. Только за один год цена танка Т-90 подскочила с 42 до 58 миллионов рублей. Таким образом, рухнул еще один воздушный замок, построенный при бывшем министре и, надо полагать, при его непосредственном участии. Конечно, все эти "утечки" и "разоблачения" выходят за рамки узковедомственных интересов. До президентских выборов остается меньше года, и вполне естественным будет предположение, что противники бывшего министра захотят провести ревизию наследства, оставленного одним из возможных претендентов на российский престол. Если это так, то первый раунд они явно выиграли. Поскольку кресло министра, скорее всего, не без их подсказки, занял бухгалтер. Кому, как не ему, можно поручить проведение показательной чистки "авгиевых конюшен"?
Для нас же в этом назначении скрывается серьезный положительный момент. Приход нового "гражданского министра" означает, что ни о какой серьезной военной кампании в ближайшее время речи не пойдет. Основным оружием в грядущих схватках на время станет калькулятор.
Вы можете оставить свои комментарии здесь