Корреспондента Каспаров.Ru в кои-то веки пустили на XI съезд партии "Единая Россия", проходивший в Санкт-Петербурге. Впрочем, посмотреть непосредственно на Путина с Медведевым все равно не дали, как и остальным представителям прессы. Причем не из злого умысла, а из-за банальной технологической отсталости: зал крупнейшего выставочного комплекса Санкт-Петербурга мог вместить всего 2000 человек, а число собравшихся вместе с журналистами превышало 3000. В зале было невероятно тесно и самим делегатам, некоторые в образовавшейся сутолоке падали с трибун, в то время как пресса тусовалась в сравнительно просторном фойе. Такая вот "модернизация" для еще вчера пытавшейся тягаться со всем человечеством "сверхдержавы".
Разговор о том, "как это было", лучше начать с самого начала. На Ленинградском вокзале Москвы представителей СМИ ожидал особый спецпоезд – "Невский экспресс", – арендованный "Единой Россией", "летающий" в северную столицу всего за четыре с хвостиком часа.
Поэтому неудивительно, что и единороссовские "шишки" – депутаты Госдумы – предпочли тоже передвигаться "паровозиком". Для них к экспрессу прицепили ВИП-вагон, купе которого, впрочем, отличались лишь большим размером столов и закрывающимися дверями. А завеса от нескромных взглядов депутатам действительно была необходима, ибо
всю дорогу многие "народные избранники" выпивали.
Всякого входящего в ВИП-вагон оглушала невероятная смесь запахов дорогих марок виски и коньяка, заглушавшая даже табачный дым (курили депутаты тоже непосредственно в купе или коридоре).
В чуть раскрытый дверной проем вашему покорному слуге довелось разглядеть первого вице-спикера Госдумы Любовь Слиску, перед которой стояла початая бутылка красного вина. И председателя комитета по труду и социальной политике Госдумы Андрея Исаева, по слухам, скандально разжившегося еще более крепким напитком, невзирая на объявленный в вагоне-ресторане "сухой закон". Бывший главный "регионал" 90-х Олег Морозов явно выгодно выделялся на фоне других – всю дорогу от Москвы он в своем купе с интеллигентным видом читал газеты.
На Московском вокзале в Санкт-Петербурге нас уже ожидали юные "мгеровцы" с партийными флагами, которые рассадили пишущую братию по автобусам. Наш путь лежал в гостиницу "Park Inn Прибалтийская", расположенную неподалеку от места проведения съезда. Там журналистов ждало новое испытание: при выдаче аккредитационных бейджей выяснилось, что ваш покорный слуга туда пройти еще может (хотя бы в оборудованный для прессы "предбанник"), а вот журналистов Павла Святенкова с АПН.Ru и главного редактора прокремлевского ресурса Либерти.Ru Вячеслава Данилова не пропустили из-за "неблагонадежности".
Оказывается,
причиной послужило задержание этих журналистов на одном из "Маршей несогласных", в котором они, естественно, даже не участвовали,
а просто стояли на балконе киноконцертного зала "Пушкинский" и наблюдали за происходящим. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы у журналистов "откатали пальцы" и чтобы их занесли в антиэкстремистскую базу. Забегая вперед, стоит сказать, что когда я споткнулся на съезде "Единой России" о политолога Глеба Павловского и пожаловался ему на произвол в отношении даже не "несогласного", а прокремлевского редактора, он лишь лениво отмахнулся: "Вы, молодой человек, рассказываете какие-то ужасы из эпохи до модернизации. Теперь все будет по-новому…"
Однако пока все еще идет по-старому: выглянув утром следующего дня в окно гостиничного номера, любой из приехавших журналистов мог обнаружить обильные милицейские патрули, сливающиеся с серым ландшафтом питерского ноября, омоновские автозаки, затаившиеся в каждом дворе. Немудрено – в первый день работы, 21 ноября, открывался медиафорум "Единой России", на котором присутствовал не только Глеб Павловский и иже с ним, но и более высокопоставленные функционеры: Володин, Исаев, Грызлов… "Модернизирующася" власть, видимо, боялась прорыва горстки недовольных лимоновцев и передачи ими своей петиции съезду.
Первым (как говорят, пока единственным)
признаком "модернизации", который подержали в руках все гости съезда, стала энергосберегающая "лампочка Медведева".
Эти лампочки, упакованные в коробочки с напечатанными на них корявеньким девизом "Энергосбережем Россию" и логотипом "ЕР" раздавали в фойе.
Напротив регистрационной стойки примостился книжный ларек издательства "Европа", где "консервативная" и даже мракобесная литература, изданная в эпоху "до модернизации", соседствовала, например, с откровениями опального кинокритика и социолога Даниила Дондурея, еще недавно названного Никитой Михалковым "агентом либерально-атлантической диктатуры". А в числе "идеологически выверенных" гостей цепкий глаз корреспондента Каспаров.Ru высмотрел явного либерала Александра Шохина, коллег с радиостанции "Эхо Москвы", из журнала The New Times и т. п.
Собравшихся поразили откровения единороссовских идеологов. Так, спикер Госдумы Борис Грызлов выступил против строительства "газоскреба" в устье Охты.
"Мы видим глубоко архаичное общество, которое скрепляет глубоко архаичная власть, идет забалтывание темы модернизации", –
это не Каспаров-Касьянов сказали, а Глеб Павловский! Он же помянул и трагически погибшего в тюрьме адвоката Магницкого как жертву суверенной "архаики". Но на вопрос региональной журналистки "Почему же вы все предыдущие 10 лет говорили нам совсем другое?" стал ругаться, назвал ее "провинциальной дурочкой". Наверное, между строк нужно было читать: ну, а что вы хотите, работа у нас такая – что велят, то и скажем.
Экономист Валерий Фадеев запугивал зал: если не будет модернизации, россияне превратятся в туземцев. Добавил, что мы отстали от "проклятых Америк" как минимум на 40 лет и что модернизацию нельзя строить на человеческих костях. Позднее на заседаниях секций по идеологии партии сталинизм был подвергнут еще более жесткой критике.
Как говорится, плачьте, доверчивые дурачки, писавшие про "эффективного менеджера" и выслуживавшиеся перед начальством, восстанавливая строчки сталинского гимна на метро "Курская". Ваш "кремлевский национализм" превратился в чемодан без ручки, а вас самих снова кинули. Самые толковые из молодых единороссов шептались на ушко: "Ведь все верно говорят… Только старые элиты будут сопротивляться. Что с ними делать?"
Что именно делать, никто не знает. Вот тому же Вячеславу Данилову, как ни старались, не смогли помочь аккредитоваться на съезд, раз припечатали словом "экстремист", стало быть, начальству видней. Прокремлевские журналисты тоже перетирали это – поступок глубоко антигосударственный и подрывающий доверие к Медведеву и Путину.
Впрочем,
еще больше это самое доверие подрывали выражения лиц делегатов съезда.
Вот смотришь на человека, на его бритый шарпееобразный затылок, на жесткую пустоту глаз, на огромный, точно в обличающих "проклятую Америку" агитках живот – и понимаешь: бюрократ, аппаратчик. Еще в комсомолии карьеру делал. Наверное, про таких сказал во времена оны левый депутат Харитонов: "Пузо-то на свинине наел! И не он один!"
А вот рядом стоит постаревшая "комсомольская девушка" с чугунным задом гиппопотама и коконом на голове по моде 70-х – чай, не какая там "либерастическая" Хакамада! А вот "силовик" – "кондовые" уставные ботинки, меховая кепочка на голове. В глазах отражается величие: мы самые великие, самые духовные, выше нас только звезды. Тут же и представители так называемых региональных элит, до боли сердечной знакомые каждому жителю российской провинции. И в шахматном порядке между ними – сотрудники ФСО, которых по специфической печати на лице тоже лишь слепой не заметит.
Перед началом мероприятия
публика могла созерцать подписание межпартийных соглашений "Единой России" с зарубежными консервативными партиями, среди которых оказались Коммунистическая партия Вьетнама и Демократическая партия Сербии во главе с "оранжистом" Воиславом Коштуницей,
как известно, выдавшим на "расправу" американцам национального героя страны, суверенного лидера Слободана Милошевича. Напомним также, что, по мнению РТР, отдельные коллеги Коштуницы получили за свои дела даже "заслуженную пулю". Вот такие друзья у "Единой России"… А ведь подпиши такое соглашение с Коштуницей ОГФ или "Солидарность", съели бы их вместе с ботинками и галстуками!
Подписала соглашение с единороссами и Партия регионов Украины. Ее лидер Виктор Янукович, сверкающий, как самовар, по традиции ритуально попинал "оранжевую чуму", а на наш вопрос "Как изменится политика Украины, если он выиграет выборы?" ответил, что она будет более прагматичной, что он выстуает за внеблоковый статус страны… Но про статус русского языка и перспективы членства Украины в ЕС деликатно промолчал.
Впрочем, что там Коштуница, Янукович и вьетнамские коммунисты! Настоящей сенсацией стало присутствие на съезде заместителя Ангелы Меркель по немецкому Христианско-демократическому союзу, который не просто подписал соглашение о сотрудничестве с "консервативными" собратьями из России, но и выразил восхищение тем, какую молодую смену растит себе "Единая Россия"! Ходили слухи, что неплохо было бы подружиться еще и с британскими консерваторами, да вот беда – "дело Литвиненко" и бодания вокруг Березовского-Закаева-Чичваркина пока мешают.
По давно сложившейся традиции, Владимир Путин опоздал. Напрасно его ожидали в фойе выстроившиеся верные телевизионщики и чиновники, чтобы снять триумфальное вхождение, премьер как-то просочился с бокового входа. Возможно, тоже из опасений очередной встречи с лимоновцами, которых в эту самую минуту милиция "вязала" на Большом проспекте Васильевского острова. Лишь по окончанию этой "операции" съезд начал работу.
Первое слово предоставили президенту Медведеву. Он вновь подчеркнул необходимость никак не вяжущейся с "консерватизмом" модернизации и пожурил "отдельных руководителей" за инциденты на выборах. Следом долгую речь читал Путин и создавалось впечатление, что теперь вслед за перехватом темы патриотизма власть перехватывает у оппозиции и социальные лозунги: столько-то миллиардов выделим на поддержку образования, столько-то – на пенсии и социальные пособия, столько-то на программы по утилизации старых автомобилей и поддержку автопрома… Причем уже не настаиваем на "Жигулях", можно покупать и иномарки, которые собирают в России!
Понятно, что все это, скорее всего, очередные красивые слова, подобные тем, которые мы уже не раз слышали. Однако нельзя отрицать, что
оппозиции теперь тоже придется высказываться более продуманно и глубоко по социальным вопросам, а также нельзя недооценивать политических оппонентов, лишь насмехаясь над ними…
На тягостные раздумья по этому поводу у нас всех было лишь четыре с половиной часа, пока мы возвращались в Москву.
Вы можете оставить свои комментарии здесь