Евгения Чирикова. Фото с сайта ntv.ru
  • 13-12-2012 (19:51)

Тропа в политику

Чирикова создает партию местного протеста — местные против

update: 14-12-2012 (16:21)

У оппозиции появится "зеленая" партия "Экологическая тропа". В ее оргкомитет вошли член КС оппозиции Евгения Чирикова, блогер Олег Козырев и начальник штаба Чириковой на выборах в Химках Николай Ляскин. Партия займется защитой природы и развитием местного самоуправления. Для инициативных гражданских групп партия Чирикова выдвинула лозунг "Объединяйтесь", но лидеры инициативных групп Москвы не готовы сразу поднять это знамя.

"Интересы населения страны систематически приносятся в жертву "экономической целесообразности", под которой де-факто скрываются интересы коррумпированного чиновничества и ресурсных корпораций", —

говорится в программной статье "Экологической тропы", опубликованной 12 декабря в "РБК Daily".

По мнению авторов, в России создана "тупиковая" экономическая модель, которая позволяет получить "относительное экономическое благополучие … за счет предательства долгосрочных интересов нынешнего и будущих поколений". Жители, чьи интересы затронуты этой политикой начали противостоять получению прибыли за счет них, но они разрозненны.

Евгения Чирикова
По теме
Смотрите также
Экологи в политике
НОВОСТИ

Изменить ситуацию новая партия собирается разными способами: развивать локальные СМИ, помогать инициативным группам в выдвижении своих кандидатов во власть, а также защищать активистов от давления государства.

"Что же делать небольшим, но многочисленным и разбросанным по всей стране инициативным группам, объединенным общими проблемами, общими устремлениями и возможностями? Наш ответ — объединять усилия", — заявлено в статье.

Каспаров.Ru решил узнать у представителей разных местных групп, как они относятся к появлению такой партии и готовы ли сотрудничать с оппозицией.

"Проблемы местных инициативных групп настолько различны, что какой-то единый орган не сможет разбираться в каждой, —

считает координатор движения "За Раменский парк" Александр Акопян. — "Чтобы разобраться, как спасти наш парк от застройки домами нам потребовалось около полугода. Я скептически отношусь к этой идее".

Группа местных активистов в Раменках с самого начала не хотела окрашивать свою работу в политические цвета. "В первую очередь потому что мы понимали, что для решения нашей проблемы нам нужна поддержка властей". При этом с предложениями о помощи к защитникам Раменского парка, по словам Акопяна, обращались представители всего политического спектра: от справедливороссов до националистов.

При этом, как отмечают местные издания, активисты в Раменках разыгрывали карту возможного участия в протестах и Евгении Чириковой для давления на власть. На первом митинге, который 30 ноября 2011 года собрал более 1300 человек, лидер движения "За Раменский парк" Марина Ивлиева заявила:

"К нам обращались "жириновцы" и коммунисты, Чирикова и Навальный. Но пока мы всех успокаиваем и держим в мирном русле".

Сейчас застройка почти не угрожает Раменскому парку и активисты не планируют привлекать оппозицию для решения местных проблем.

"Каждая инициативная группа проходит несколько этапов, — считает депутат Гагаринского района Москвы, координатор местной инициативной группы против расширения Ленинского и Вернадского проспектов Елена Русакова. — На первом все заявляют о своей аполитичности и подчеркивают, что они — сугубо социальный протест. На втором, когда становится понятно, что своих ресурсов не хватает,  активисты прибегают к помощи партий.

Если и в этом случае проблема не решается, то группа моментально политизируется и начинает искать все возможные рычаги".

Новой партии будет тяжело стать востребованной среди местных активистов, потому что спросом пользуются в первую очередь старые партии с признанием и авторитетом у властей, отмечает депутат. Поэтому к местным протестам чаще всего привлекают "Яблоко" или КПРФ.

"Чем моложе партия, тем труднее утвердиться. Даже "Солидарность", близкая по целям и программе к местным движениям, слабо востребована среди местных активистов. Партия нужна протестующим жителям как политический агент, который усилит их вес перед властью. Новой партии сначала предстоит этот вес заработать", — считает Русакова.

При этом идею по координированию местных активистских групп Русакова считает востребованной и правильной: "Одновременно возникли несколько подобных проектов, которые предусматривают юридическую, информационную и даже финансовую поддержку местным инициативам. Тот же "Еполис" — это не только социальная сеть, но и площадка для сбора средств на решение локальных задач. Эти проекты будут конкурировать".

В том, что создатели "Экотропы" решили выбрали формат партии, есть свои плюсы и минусы, отмечает Русакова. "С одной стороны, партия примеряет участников спора о том, надо ли влиять на выборы и выдвигать своих кандидатов во власть или надо наращивать протестную активность, поддерживая самоорганизацию на местах. В партии обе точки зрения сглаживаются и не мешают друг другу. С другой — партии придется бороться со стереотипами, доказать, что она не занимается местными проблемами для саморекламы".

Продвижению "Экологической тропы" будут мешать не только общие стереотипы о партиях, но и ярлыки, висящие на ее лидерах.

"У Чириковой имидж радикального политика, — считает Рускова. — Люди, которых это отталкивает, придерживаются стратегии минимизации конфликта.

Но если местная группа не добилась результатов миром, то участие радикального политика, может быть хорошим ресурсом. Надо пониматься, что реалии Московской области — куда более сложны, чем в Москве. У нас чоповцы экологов не избивают. Поэтому как "последнее оружие" Чирикова может пользоваться большим спросом в регионах, чем в Москве. А спокойный интеллектуальный проект с поддержкой местных сообществ смог бы изменить ее имидж".

Иван Трусевич, координатор группы, выступающей против строительства дублера Кутузовского проспекта, с подозрением относится к взаимодействию с любыми политиками. Личный опыт организации первого митинга с партией "Яблоко" привел к тому, что большинство потенциальных участников на него не пришло. "Мы договорились, что это гражданский митинг, на который мы приглашаем партии. Да, заявителем был один из членов партии "Яблоко". Но почему-то "Яблоко" за два дня до митинга стала называть его своим, попросту перетащили одеяло на себя. Поэтому люди и не пришли", — рассказал Иван Трусевич.

По поводу создания новой партии Трусевич считает, что "все методы хороши, если они дают результат" и в первую очередь его интересует не политика, а отмена проекта расширения шоссе.

"Сначала они должны чего-то добиться, а потом мы может и будем сотрудничать. Пока все делаем своими силами", —

отметил активист. На вопрос "Можно ли считать приостановку строительства трассы через Химкинский лес достижением Чириковой", Трусевич ответил:

"Да, она пропиарилась на Химкинском лесе. Но она же не в одиночку все сделала".

"Партия — это серьезная работа. А всем активистам не хватает 25 часов, ведь у них и основная работа есть, и семья. На еще одну организацию им просто не хватит времени, — считает координатор группы, противостоящей вырубки сквера у Китайского посольства и строительства метро у МГУ Елизавета Кривцова. — В партию уходят для того, чтобы избираться в какие-то органы. Тогда и времени на свой двор не останется. Ведь не разорваться же."

Елена Грищенко, пресс-секретарь группы, выступающей против расширения Щелковского шоссе, называет идею опираться на протестные группы на местах хорошей и здравой. "Но протест на местные темы стал массовым лишь год назад. И то возникает он только там, где до людей докатились вырубки, точечное строительство и эстакады. На текущий момент большая часть протеста на местах находится в младенческом состоянии, если рассматривать процесс с точки зрения формирования гражданского общества.

Мы боимся сами себе сказать, что любой протест в России — протест против системы и значит он политический", —

считает Грищенко.

Но как бы не хотели местные протесты отстранится вообще от политики, этого не получится, уверена активист: "А у Чириковой хороший потенциал с точки зрения экозащиты и она отличный менеджер".

Но сама форма новой организации выбрана неверно, отмечает она. "При слове партия даже у протестных активистов наступает аллергическая реакция. Нужна другая форма... Например, общественное движения.

Это железобетонно для местного уровня. Партийная вывеска сильно сократит число сторонников, —

считает Грищенко. — Давайте начнем с коммуникации и дорастем до координации. А вот да организации еще далеко".

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Кирилл Полудин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter