Я очень рад, что КС оппозиции быстро и адекватно отреагировал на тревожную ситуацию, складывающуюся вокруг законопроекта о Росфинагентстве. Мы с Евгенией Чириковой, Любовью Соболь, Алексеем Гаскаровым и Константином Крыловым посчитали необходимым вынести 28 января на заочное голосование проект Заявления КС на эту тему, и уже 31 января количество членов Совета, проголосовавших в его поддержку, превысило необходимые 23 голоса. Это означает, что Заявление можно уже считать одобренным. Напомню, что главным требованием, вытекающим из него, является обеспечение независимого общественного контроля над инвестированием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Текст Заявления
Протокол голосования
Считаю крайне важным, что за проект этого Заявления проголосовали Владимир Ашурков и Андрей Илларионов — опытные профессионалы в сфере экономики. Причем Андрей Илларионов, детально проанализировав текст законопроекта и сопроводительных документов к нему, особо отметил, что текст предложенного Заявления даже не отражает в полной мере всех масштабов готовящегося. Правда, в принципе, некоторые из них я постарался описать в первом посте, посвященном РФА.
Итак, теперь власть имеет возможность увидеть консолидированную точку зрения российской оппозиции. Надеюсь, Заявление КС повлияет на то, какие именно "кардинальные изменения, касающиеся как организационно-правовой формы агентства, так и его статуса и правил управления средствами" будут внесены в законопроект ко 2-му чтению в Госдуме.
А вот как дела обстоят у нас сейчас.
"Резервный фонд и ФНБ являются частью бюджета России, и Министерство финансов управляет ими напрямую. Согласно законодательству, Минфин может вкладывать средства Резервного фонда только в иностранную валюту или в облигации других государств. По данным Минфина, в настоящее время весь объем Резервного фонда вложен в иностранные долговые бумаги. Что касается ФНБ, то весь его объем размещен на депозитах государственной корпорации ВЭБ (Внешэкономбанк), которая кредитует стратегические отрасли экономики России.
Споры экономистов по поводу использования Резервного фонда и ФНБ сводятся к двум основным пунктам: прибыли, которую приносят триллионы государственных рублей, и необходимому размеру запасов. Минфин со всех возможных сторон критиковали за то, что он вкладывает деньги Резервного фонда в гособлигации США и таким образом поддерживает чужую экономику. Кроме того, вложения в долговые бумаги развитых стран (равно как и депозиты в ВЭБе) имеют очень низкую доходность. Так, облигации США приносят доход менее процента годовых. Для сравнения, инвестиционный фонд Абу-Даби зарабатывает 6-8 процентов в год на вложенные инвестиции. ...
Что касается Росфинагентства, то оно никоим образом не является ответом на эти споры о размере и доходности резервов, поскольку само по себе не меняет принципов их инвестирования".
"Известия" отмечают: "...на кону очень уж большие деньги. ...будет ли достаточно аппаратного веса у руководителей нового органа, чтобы противостоять могучим лоббистским группам по освоению госсредств в рамках госпрограмм — основному на сегодня источнику коррупционного раздела бюджетных средств? Чтобы не ходить далеко за примерами, вспомним серьезные предупреждения руководства [страны] по поводу освоения средств на строительство олимпийских объектов — и еще до конца не оцененные чудесные результаты. ... было бы полезным на уровне правительства определить и принять на законодательном уровне механизм прозрачного контроля и отчетности деятельности агентства, а также обязательного информирования избирателей о состоянии его дел... Было бы невредно также установить запрет на использование средств на цели, выходящие за рамки задач агентства. ...это не может быть финансированием выборных процессов, выполнение предвыборных обещаний, включая внебюджетные социальные расходы, финансовая помощь "дружественным" банкам и корпорациям, включая госкорпорации. Иначе все это превратится в кассу взаимопомощи..."
Со всем этим нельзя не согласиться. Однако ясно, что кто-то, наоборот, хочет добиться максимальной непрозрачности, непубличности и бесконтрольности в распоряжении нашими средствами. Вся борьба еще впереди, так что нам, наверное, еще придется возвращаться к этой теме.
! Орфография и стилистика автора сохранены