Треть населения России являются бедными. Они не имеют средств на получение хорошего образования, медпомощи или шанса на высокооплачиваемую работу.
При этом бедняки часто отказываются признать себя таковыми, стремятся быть "как все", их траты превышают доходы, а бедность становится беспросветной.
Но бунтовать они не хотят и не собираются.
Общероссийское социологическое исследование бедности проводилось в марте-апреле 2013 года Институтом социологии (ИС) РАН и представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ. Социологи опросили 1900 человек старше 18 лет из 112 поселений в 21 регионе, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Среди опрошенных была контрольная группа бедных в триста человек. Их доход на март 2013 года не превышал 7500 рублей на одного взрослого члена семьи. На основе исследования был подготовлен аналитический доклад "Бедность и неравенство в современной России: десять лет спустя". О нем рассказала Мария Селиванова.
Доклад определяет бедность как крайнюю недостаточность имеющихся у человека, семьи, государства, региона имущественных ценностей, товаров, денег для нормальной жизнедеятельности.
Бедность
В документе проведен сопоставительный анализ результатов социологического изучения российской бедности ИС РАН в 2003, 2008 и 2013 годах. Это позволило поделить российских бедняков на две категории — бедных "по доходу" и "по лишениям".
"Бедные по доходу" — те, чей доход не превышает прожиточного минимума — 6705 рублей в месяц (показатель Росстата на начало 2012 года). Таких в конце 2012 года было 8,8% россиян.
"Бедные по лишениям" — те, чей доход превышает лимит Росстата, но не позволяет человеку жить полноценной жизнью: покупать еду, необходимую одежду и обувь, улучшать жилищные условия, получать образование, тратиться на досуг, отпуск и т.п. Таких было уже 25% граждан.
Всего примерно треть россиян являются бедняками.
Причем половина из них — это "новые бедные". Это говорит о высоких рисках опуститься на "социальное дно" у вполне благополучных россиян.
Вторая половина бедняков просто не может вырваться из социальных низов.
Портрет бедняка
По мнению опрошенных россиян, бедняком является человек, среднемесячный душевой доход в семье которого не превышает 8848 рублей. Это примерно 60% от средних доходов основной массы россиян.
Официально установленная черта бедности примерно в 1,3 раза ниже этого показателя.
Сами бедные называют три причины собственной бедности:
1) длительная безработица,
2) недостаточность госпособий,
3) семейные несчастья.
В число бедняков чаще всего попадают пенсионеры-инвалиды, которые больше не могут работать.
Причем эти категории людей наиболее часто попадают в хроническую бедность, в основном "по лишениям". Структура расходов этих категорий населения (траты на медуслуги) выталкивают даже неплохо обеспеченных граждан в разряд малоимущих.
Иждивенческая нагрузка, когда в семье на одного работающего приходится три иждивенца, также практически гарантированно опускает людей в число нуждающихся.
Особенно ярко проявляется влияние на бедность "по доходам" безработных, а "по лишениям" — инвалидов и неработающих пенсионеров.
Наличие в семье детей также увеличивает риск бедности, особенно если эта семья — неполная или многодетная.
В РФ широко распространена бедность работающих. У пятой части работающих бедняков доходы не превышают семь тысяч рублей.
Уровень социальной защищенности этих людей крайне низок, а значительная часть из них трудятся в теневом секторе экономики.
В отличие от Запада, где большинство бедных сосредоточено в крупных городах, в России бедные сосредоточены в основном в селах и малых городах. Но их достаточно и в крупных городах, где сама структура расходов выталкивает вниз наименее платежеспособных.
"Казаться" важнее, чем "быть"
Малоимущие россияне в последние годы стараются приукрасить свое положение. Отказ признать себя бедняком грозит малообеспеченным гражданам потерей права на льготы и различные выплаты. Но им важно быть "как все".
В 90-е гг. преобладала тенденция к преувеличению собственной бедности. Однако сегодня бедным делается быть стыдно. Полтора десятилетия назад к бедным относились скорее как к жертвам ошибочной госполитики и сочувствовали им.
Еще один парадокс: у многих россиян уровень реальных доходов снижается, а обеспеченность товарами длительного пользования растет.
Демонстративное потребление как показатель социального статуса и жизненного успеха становится формой псевдокомпенсации несостоявшихся надежд.
В итоге в последние годы в разы увеличилось число тех, кого засасывает в воронку кредитных долгов, а это — самый прямой путь к бедности.
Активнее всех по лестнице социального потребления, ведущей вниз, забирается молодежь, отмечают социологи.
Такое поведение консервирует проблему бедности.
Живут без надежды 6 млн россиян
После пяти лет жизни в нужде человек теряет надежду на лучшее будущее и опускает руки. К таким беднякам можно отнести 4% опрошенных. В масштабах страны — это 6 млн человек.
При этом почти половина российских бедных — выходцы из "социальных низов".
Собственный негативный опыт они проецируют на возможности своих детей, низко оценивая не только их жизненные шансы в целом, но даже шансы вырваться из нищеты.
Так формируется устойчивый социальный слой бедных, представляющих "социальное дно" общества. У них формируется собственная культура — культура обездоленных. Они меньше времени, сил и средств инвестируют в образование и воспитание своих детей, а также свое собственное. И причина не только в недостатке средств, но и необходимого жизненного опыта.
У малоимущих граждан меньше возможностей вырваться из тисков бедности и устроиться на интересную и высокооплачиваемую работу.
Им не хватает средств повышать свой человеческий капитал: в последние три года лишь 5% бедняков против 15% небедных повышали свою квалификацию.
Каждый шестой малоимущий респондент отмечал, что зарабатывать больше ему не позволяет недостаток знаний и квалификации. Если не приложить сверхусилий, то эти люди так и останутся в числе бедняков.
Неравенство противопоставляется социальной справедливости
Число нуждающихся россиян растет, а отношение к ним ухудшается.
За десять лет в полтора раза сократилось число людей, относящихся к бедным с сочувствием и жалостью (в 2003 году таких было 70%).
Зато втрое выросло число тех, кто относится к бедным безразлично.
Возможно, именно поэтому бедняки наиболее болезненно ощущают социальное неравенство — в образовании, доступе к медицине, самореализации и проведении досуга.
Недавно появился новый вид неравенства — цифровое неравенство. К примеру, без знания компьютера невозможно устроиться на приличную работу. Бедняки же чаще всего не имеют компьютеров и не умеют работать с ними.
Усиливающееся неравенство приходит во все более острое противоречие с установкой на социальную справедливость и равенство стартовых возможностей, которую разделяет подавляющее большинство граждан РФ разных возрастов и слоев общества.
Впрочем, нарастающая бедность и усиливающаяся социальная несправедливость не приводят к ценностному расколу общества, поскольку культура бедности в стране только формируется.
И малообеспеченные и более состоятельные имеют одинаковые представления, например, о свободе, морали, совести.
Куда большее значение имеет возраст людей и статус на рынке труда.
Большая часть бедных россиян находятся в негативном психоэмоциональном состоянии.
Им свойственна апатия, подавленность, тревога и даже агрессия.
Они постоянно испытывают чувство несправедливости всего, происходящего вокруг, и собственной беспомощности и стыда за состояние страны.
Еще десять-двадцать лет назад в таком состоянии находилась большая часть населения страны, переживавшего коренную ломку привычных устоев.
При этом бедные отчуждены от политической жизни. Но, несмотря на негативную оценку происходящего, бедняки не становятся радикалами и не вынашивают революционных планов.
Их главная установка — не на глубокие и всеобъемлющие перемены, а на стабильность.
Две трети бедных выражают поддержку действующей власти, и выходить на акции протеста не планируют.
! Орфография и стилистика автора сохранены