На выборах мэра Новосибирска часть оппозиционных кандидатов решила объединить усилия. Соглашение о совместных действиях на выборах подписали 23 кандидата и организации, от "Другой России" до парламентских коммунистов в лице Анатолия Локотя, который пока имеет наибольший рейтинг среди оппонентов "Единой России". Соглашение устроило не всех оппозиционеров — отказалось участвовать в коалиции местное отделение РПР-Парнас, отозвало свою подпись "Яблоко".
Согласно документу, участники договора планируют "оперативно информировать друг друга, средства массовой информации и общественность о фактах использования административного ресурса и нарушениях выборного законодательства со стороны чиновников мэрии Новосибирска и администрации Новосибирской области, а также партии "Единая Россия" в ходе всей избирательной кампании", противодействовать фальсификациям и за две недели до выборов провести совещание, "чтобы выработать согласованную позицию на завершающем этапе предвыборной кампании".
Последняя обтекаемая формулировка оставляет простор для толкований, означает ли она, что коалиция собирается выставить на выборы единого кандидата.
Активный участник создания коалиции Илья Пономарев без колебаний дает однозначное объяснение — за две недели до выборов участники соглашения договорились определить единого кандидата, в пользу которого остальные должны будут сняться. Выбор будет продиктован актуальным рейтингом кандидатов. Пономарев подчеркивает, что сам он намерен выполнить "условие" о снятии в пользу фаворита. "Выполнят ли соглашение остальные — это вопрос", — комментирует Пономарев. Политик, однако, полагает, что лидером рейтинга станет именно он.
Экс-зам министра экономики Иван Стариков, который ранее баллотировался в КС оппозиции и был доверенным лицом Михаила Прохорова в Новосибирске на выборах президента, также намерен стать кандидатом в мэры. Он "не исключает возможности" выдвижения единого кандидата от оппозиции, но подчеркивает, что этот вопрос будет решаться значительно позже, а
пока главная задача — "чтобы город загудел в преддверии выборов".
Политик замечает, что пока самый "раскрученный" из оппозиционных кандидатов — коммунист Анатолий Локоть. Ранее отмечал это и Пономарев, полагающий, что кандидат от КПРФ имеет шанс стать губернатором, и в таком случае, если сам Пономарев наберет сопоставимый рейтинг, они могли бы поделить город и область, образовав "работоспособный тандем".
Изменение рейтингов кандидатов за время предвыборной кампании считает возможным и Стариков. "В ходе гонки, я уверен, все может поменяться. Например, существует миф, что Академгородок голосует за коммунистов. Это не так. На парламентских выборах 2011 года, действительно, большинство там проголосовало за коммунистов. Но спустя ровно 90 дней на президентских выборах Михаил Прохоров получил в Академгородке почти 30%, опередив Зюганова на 10%. Вообще, это феноменальный результат", — комментирует политик распространенные представления о том, что Новосибирск — исключительно "красный город". Стариков уверен, что Академгородок будет голосовать именно за него, как за человека, последовательно выступавшего против правительственной реформы РАН.
Локоть о "едином кандидате" пока также не говорит. Он подчеркивает, что кандидаты только планируют обсудить за две недели до выборов, "готовы ли они к такому решению".
При этом Локоть отмечает, что уже сейчас кандидаты-соратники продуктивно сотрудничают. В частности, по его словам, они собираются провести общегородской форум для обсуждения конкретных проблем города. В свою очередь, Стариков сейчас работает над дорожной картой дебатов между кандидатами (о них политики также договорились). Стариков уверен, что кандидат власти Знатков на них не придет: "Значит, мы будем обращаться к пустому слову и говорить: "Где власть? Вот она — пустое место". В каждом районе города планируется провести по 10 дебатов.
Отнюдь не так оптимистично перспективы оппозиции на выборах мэра Новосибирска оценивает лидер местного отделения "РПР-Парнас" и "Солидарности", отказавшийся подписывать соглашение.
"Выборы уже проиграны, я считаю.
Потому что кандидат от власти сейчас уже вовсю использует все средства массовой информации, которые есть в городе, причем за бюджетный счет, потому что он исполняющий обязанности мэра. У них есть статья на "информирование населения о деятельности администрации". Его кампания идет за бюджетный счет", — рассуждает Егор Савин.
Но причина отказа от участия в коалиции не столько в неудачных обстоятельствах. Разные силы по-разному трактуют и слово "оппозиция". "Во-первых, мы уже обжигались. Бесполезно подписывать какие-либо соглашения, допустим, с коммунистами или со "Справедливой Россией", потому что они всегда нарушаются. Во-вторых,
я не считаю ни коммунистов, ни Пономарева настоящей оппозицией.
Они как представители народа в Государственной думе фактически не решают никаких проблем. Они не поднимают важных вопросов. Я считаю, что они не заинтересованы в том, чтобы что-то действительно изменить в городе. Их задача — просто быть подтанцовкой у "Единой России" и создавать видимость борьбы", — говорит активист РПР-Парнас.
В то, что коалиция в конце концов выдвинет единого кандидата и остальные снимутся в его пользу, Савин не верит, как и в то, что соглашение будет соблюдаться больше пары недель или месяца. "Ну что, правый будет сниматься в пользу левых или левый в пользу правых? Этого никогда не было и, скорее всего, не будет", — замечает политик.
Савин говорит, что подписал бы соглашение о координации действий на выборах, только если бы выдвигался единый "технический кандидат", целью которого было бы "проведение через год действительно честных выборов без административных ресурсов и со свободными СМИ". Но идею о "техническом кандидате" он считает утопической: "Никто на это не пойдет". РПР-Парнас своего кандидата на выборах мэра Новосибирска выдвигать не будет.
Официально причиной отзыва подписи делегата от "Яблока" Олега Донских стало участие в коалиции представителя неонацистской организации "Реструкта", связанной с Максимом "Тесаком" Марцинкевичем.
Неучастие РПР-Парнас и "Яблока" в коалиции Стариков считает ошибкой. "Это все из старых идеологических догматов. Символ веры: "Мы с коммунистами никогда ни в чем не будем вместе". Такую позицию он считает неправильной в отсутствии нормальных выборов в стране: "Надо сначала запустить этот механизм, а потом уже определять, кто победит на свободных выборах", — замечает политик.
Пономарев жалеет о потере только одного из возможных союзников.
"Чем меньше и дурнее партия, тем больше у нее каких-то заморочек. В Новосибирске РПР-Парнас как сила отсутствует", —
замечает он. По его словам, у партии в регионе всего несколько активистов, которые способны "только вот на такие сектантские действия". Выход из коалиции "Яблока" он воспринимает иначе. Он называет это результатом "провокации затролливших москвичей, объявивших, что они объединяются с националистами, хотя это абсолютно не так".
Локоть сожалеет, что РПР-Парнас и "Яблоко" не участвуют в коалиции. "К сожалению, тут вмешалось московское видение ситуации, а оно всегда несколько иное, чем на местах", — обтекаемо намекает Локоть на те же обстоятельства, что и Илья Пономарев. Объяснение выхода "Яблока" из блока политик называет "позже прозвучавшим из Москвы". Ситуацию вокруг "Реструкта" он объясняет просто — члены коалиции не ставили идеологических ограничений для участия в ней, "иначе бы мы все остались при своих избирателях".
Пономарев объясняет и то, как "Реструкт" попал в список подписавшихся. "У нас есть один товарищ, который представляет одновременно "Другую Россию", националистов, Паука и так далее. Он записался на встречу как представитель Паука, а он один из кандидатов, то есть не впустить мы его точно не могли. А он потом подписался как представитель "Реструкта". Учитывая, что "Реструкт" в значительной степени кремлевский проект, кому это понадобилось, понятно", — объясняет политик свой взгляд на ситуацию. В новосибирском отделении "Другой России" сообщили, что Роман Максимов, о котором идет речь, не является членом партии и представляет в регионе именно "Реструкт".
Лидер "Яблока" Сергей Митрохин отрицает давление руководства партии на новосибирское отделение и утверждает, что решение выйти из коалиции принял лидер местной ячейки Олег Донских. "В Новосибирске получилась странная вещь. Наш представитель подписывал соглашение с партиями и кандидатами, с которыми шли переговоры, а потом оказалось, что соглашение подписало какое-то количество разных организаций, в числе которых просто откровенные фашисты. Мы не очень понимаем, зачем с нами так не очень порядочно поступили, не предупредив о том, кто будет подписывать этот документ", — объясняет ситуацию Сергей Митрохин.
Комментариев по поводу решения о выходе из коалиции в местном отделении получить не удалось. Пресс-секретарь РПР-Парнас Ольга Шорина также заявила, что решение не принимать участия в коалиции оппозиционных сил принималось региональным отделением самостоятельно и на федеральном уровне не обсуждалось.
Пономарев отмечает, что среди политиков, не подписавших соглашение, помимо кандидата власти, есть только один человек, который может получить какой-то значимый процент на выборах — Евгений Логинов из ЛДПР: "Но он антисемит, очень жесткий, радикальный националист. Вот он как раз настоящий националист, поэтому его на встрече и не было", — замечает Пономарев, возвращаясь к конфликту вокруг подписи представителя "Реструкта". "Он может утащить какую-то часть голосов протестных избирателей, но совсем уж люмпенизированных", — считает политик. Правда, по его мнению, больше 1-2% на выборах Логинов не получит.
В отличие от него, Локоть считает, что пока рано говорить о том, будут ли на выборах кандидаты, которые могут оттянуть голоса у оппозиции, поскольку еще не все участники выборной гонки зарегистрировались.