Перечитываю сейчас Лидию Чуковскую "Прочерк". Читала ее в последний раз лет 20 назад. Потрясающий по силе правды и эмоций портрет эпохи и история великой любви к мужу, Матвею Бронштейну, Мите, чудесному человеку, выдающемуся физику-теоретику, попавшему в мясорубку, организованную "отцом народов" со опричники.
Но вот какое дело.
20 лет назад все это читалось как давнее прошлое, принадлежащее уже только прошлому - "плюсквамперфект", а сейчас читаешь— и горло перехватывает от узнавания, и столькое становится понятным. Вот оно, вот откуда ноги выросли у всего, что происходит, вот куда лежит путь...
"Ума занять было не у кого, а к тридцатым все обыватели Советского Союза приучены были верить газетам и радио более, чем глазам своим, чем своему опыты и опыту своих близких. Парадоксальный факт: никогда еще, кажется, наши газеты не изрыгали ложь и никогда еще люди не проявляли большей готовности верить чему угодно, кому угодно, только не себе. Отчего это? (...) Человек прятался от истины, как от наведенного на него револьверного дула"
"Неужели ты не поняла до сих пор, - сказал Геша (...), - не поняла, что доносы заказываются сверху вниз, а не поступают снизу вверх? То есть они, конечно, поступают в изобилии также и снизу - сейчас самое время для сведения личных счетов, захвата квартир и выгодных должностей - но если они не были заказаны предварительно сверху, то власти на эту самодеятельность плюют. Существует разверстка. Заказано взять столько физиков, столько то ботаников, учителей... Кого именно - это властям не слишком -то важно. Был бы выполнен план. (...) Вот и НКВД выполняет свой план. Величайший. Разработанный центральной властью. (...) Аресты нужны, чтобы каждый слой населения получил причитающуюся ему дозу страха."
"—Да зачем? Ведь эти аресты разрушают науку, искусство, культуру, промышленность. Значит, подрывают Советскую власть!
— Неверно. Аресты подрывают культуру, хозяйство, промышленность, но не власть. Напротив, они мощно укрепляют ее. Эта мощная машина вырабатывает не автомобили, не сталь, а страх.
—Ты находишь, что люди недостаточно запуганы?
—Надостаточно. Вот мы, например, с тобою в этой комнате свободно обсуждаем происходящее. Ты не боишься меня, а я не боюсь тебя.
—Еще не хватало!
—Не хватало. А надо, чтобы не смели. Чтобы каждый боялся каждого. Чтобы дышать боялись."
Многие сегодня (2018-й!) спрашивают - почему на протестах из толпы выхватывают людей случайных, почему арестовывают и сажают вроде бы гораздо менее "виноватых" перед властью? А вот почему. Если применить эту старую формулу НКВД к делам Серебренникова, Сенцова и других, станет ясно, что личная вина человека и даже состав преступления неважны вовсе. Масштаб не тот, но методики-то старые, испытанные, нквдшные... Доза страха.
Только бы не вошли во вкус...
! Орфография и стилистика автора сохранены