Выигранные Дональдом Трампом праймериз в Нью-Гэмпшире стали поводом заговорить о его кандидате в вице-президенты: на эту роль "примеряют" тяжеловесов Республиканской партии, которые вели агитацию за Трампа в этом штате (а ранее – в Айове). Сам Трамп заявил, что уже выбрал себе напарника, но всерьез это утверждение никто не принял: опытные люди знают, что процедура отбора (vetting) еще и не начиналась. А пост это важный: никто не сомневается, что в случае победы Трампа он будет служить только один срок, а значит через 4 года его "вице" будет первым претендентом на роль преемника.
Из губернаторского корпуса в списке кандидатов один мужчина – Дуг Бёргам из Северной Дакоти и две женщины: 52-летняя Кристи Ноэм, служащая второй губернаторский срок в Южной Дакоте и 41-летняя Сара Хакаби Сандерс из Арканзаса.
Первая из них – выраженный консерватор и последовательный сторонник Трампа. Итоги выборов 2020 г. не признала, правда осудила захват Капитолия. Вторая – дочь губернатора Арканзаса Майка Хакаби, была пресс-секретарем Белого Дома большую часть президентского срока Трампа, губернатором стала в 2022г. Она яростно защищала Трампа во всех скандалах, правда официальные брифинги при ней проводились рекордно редко.
Бёргам (ему 67 лет) – миллиардер с впечатляющей карьерой в бизнесе (в т.ч. – в Майкрософте) завершает второй губернаторский срок: в 2016 он, не имея политического опыта, выставил свою кандидатуру и разгромно победил (параллели с карьерой Трампа напрашиваются прямые); попытался выдвинуть свою кандидатуру на президентские праймериз, но выбыл из гонки еще в декабре, не сумев выполнить критерии, требуемые для допуска к дебатам кандидатов. Но все же все три губернатора не в числе фаворитов.
В Сенате тоже два потенциальных кандидата. Это яркая "восходящая звезда" партии Джеймс Вэнс из Огайо и сенатор от Южной Каролины Тим Скотт.
Вэнс только в 2022 г. избрался в Сенат, первый его выборный пост. Но он известен всей стране как автор ставшей бестселлером (и экранизированной, и переведенной на русский) автобиографии "Элегия деревенщины": парень из депрессивной местности и неблагополучной семьи, отслужил в морской пехоте (в Ираке), получил диплом юриста в Йеле, стал адвокатом, потом венчурным инвестором. Яркая личность, карьера, сделанная своими руками, последовательно консервативные взгляды (в т.ч. – оппозиция помощи Украине), ярый сторонник Трампа. И "идейный" противник Никки Хейли (о ней речь ниже), считая, что она "олицетворяет все беды старой гвардии Республиканской партии". Его, пожалуй, можно считать одним из фаворитов. Недостатки? Малый опыт в политике и возраст – 39 лет. Такого не было с 1952 г., когда вице-президентом США в том же возрасте стал сенатор Ричард Никсон.
59-летний Скотт – первый афроамериканец, представляющий в Сенате не только родную Южную Каролину, но все южные штаты со времен Реконструкции (периода после Гражданской войны). Придерживается последовательно консервативных взглядов (его поддерживало крайне правое "Движение чаепития"). В сенат его в 2013 г. назначила на вакантное место тогдашний губернатор штата Никки Хейли (впоследствии трижды успешно переизбирался). Но сегодня Скотт критикует Хейли и поддерживает Трампа, рядом с которым он стоял на митинге, празднуя победу последнего в Нью-Гэмпшире. А вот собственная попытка – месяцами раньше – выдвинуться кандидатом в президенты была явно неудачной.
Еще одна фаворитка в списке претендентов – Элиз Стефаник. Предки по отцу – из Чехословакии, по матери – из Италии. Несмотря на молодой возраст (40 лет) – четвертая по неформальной иерархии в республиканской фракции в нижней палате Конгресса (глава Республиканской конференции палаты), куда была избрана 10 лет назад и стала (на тот момент) самой молодой женщиной, когда-либо избиравшейся в Конгресс. Начинала как умеренный политик (что типично для республиканцев из Нью-Йорка), но сместилась вправо, активно защищала Трампа, когда Палата обсуждала его импичмент. "Прогремела" на всю страну агрессивным допросом президентов ведущих университетов (декабрь 2023 г.) на слушаниях по антисемитизму на кампусах (двое из них после слушаний ушли в отставку). Когда журналисты донимают ее вопросами, станет ли она кандидатом в "вице", она уходит от ответа, но заявляет, что сочла бы за честь служить в администрации Трампа.
Из "сложивших оружие" кандидатов в президенты наряду с Бёргамом и Скоттом порой называют бизнесмена Вивека Рамасвами, но вряд ли он – в числе главных фаворитов.
Что же касается единственной продолжающей участвовать в праймериз Никки Хейли, то Трамп недавно сказал, что она "сделана не из президентской древесины" - да и вряд ли Трампу понравится напарник, столь активно ему оппонирующий. Но категорически исключать этот вариант все же нельзя: Хейли ведет эффективную кампанию, может серьезно расширить электоральную базу республиканцев, она пользуется доверием у спонсоров партии. А кто знает, как еще может повернуться избирательная кампания.
В списке кандидатов – люди разных судеб и разного возраста, три женщины и один афроамериканец, объединяет их лишь то, что все они (за исключением Хейли) – "верные трамписты". Но кандидатом в вице-президенты станет лишь один из них. Кто? Упомянули ли мы его в этом тексте? Поживем – увидим.
! Орфография и стилистика автора сохранены