Посмотрел "Бедные-несчастные". Поразился тому, как актриса сыграла слабоумие в сочетании с неконтролируемой агрессией. Двадцать один год я работал в области специальной педагогики и даже не сомневался, что сыграть это немыслимо. Получал от своих учеников и воспитанников я и в нос, и в глаз, и ниже пояса.
Пробуждение разума в существе, в котором его изначально нет, сыграно более чем убедительно. В реальности, о чем чуть позже, такого пока еще не было.
Так как же такое можно сыграть более чем достоверно?
Речь в данном случае пока только о технической стороне дела. Понятно, что авторами досконально изучена педагогическая работа с такими детьми. Но еще раз: такой достоверности представить себе не мог. Словно опять зашел в класс.
А фабула фильма и ее воплощение – это главная и отдельная тема. Как тут обыграно то, что у нас в профессии называлось сексуальным воспитанием, тоже изумляет. И вообще, что вышло из того, когда педагогические усилия увенчались полным успехом, то есть воссиял свет разума, показано на уровне гениальном. Как говорил Пушкин о Божественной комедии Данте: сам план произведения гениален.
Если о реальности, а не об искусстве, и гуманистической педагогике, которая является философской базой воспитания и обучения детей с такими проблемами в Свободном мире, то только благодаря им – принципам гуманистической педагогики, которые соблюдаются вплоть до полицейских мер в отношении тех, кто их нарушит – я себя не чувствовал монстром. Так ведь и эта проблематика на высшем уровне отражена в фильме.
И еще, в реальности я, разумеется, был погружен в тему отношения иудаизма к поднятой проблеме. Само собой отношение иудаизма диаметрально противоположно подходу, который воплотился в гитлеризме. Сохранились лишь немногие фрагменты научно-пропагандистского фильма, созданного в гитлеровской Германии, которые нацисты попытались полностью уничтожить, прекрасно понимая, что они послужат одними из доказательств их вины в случае, если они не удержат власть.
Германский ученый авторитетно заявляет с экрана, что он не видел ни одного случая полной реабилитации такого ребенка.
Я тоже не видел.
Только выводы из этого на 99,99 процентов неоспоримого факта нацистское и гуманистическое общество делают разные.
И в первом приближении нацистский подход выглядит более убедительным, чем гуманистический, в изначальной основе которого те самые заповеди Моисея. А почему, собственно, например, "Не убий"? Ведь если честно, то всегда убивали и убивать будут. А зачем иначе нужны армия и полиция? Чтобы другую щеку подставлять, что ли?
И в логике гитлеризму не откажешь: хочешь уничтожить гуманизм, с его, как на деле выходит, заведомой ложью, начни с евреев, которые заповеди Моисея так широко распиарили.
А нынешний исторический период с полным основанием можно назвать периодом кризиса гуманизма.
И это выглядит парадоксом, ведь кризис гуманизма наступил не тогда, когда гуманизм боролся за существование, а в век, когда, казалось бы, он одержал победу в умах и душах достойнейших из людей.
Итак, в свет вышел фильм, с потрясающей достоверностью рисующий победу добра над злом и полное торжество методов гуманизма в деле пробуждения изнутри света разума в существе, у которого шанса на это нет.
Да, хочется повторить вслед за авторами фильма – разум по природе гуманист. И что же он с нами делает? Гуманизм в фильме торжествует.
Мое личное мнение? Хорошо, что хотя бы в фильме и хотя бы так.
И это при том, что вынужден вслед за нацистским ученым мужем, несомненным преступником против человечности, повторить ради правды: я ни разу не видел случая восстановления разума в человеке, физическое состояние мозга которого не соответствует требованиям необходимым для его полноценной работы.
Если медицина бессильна, то какова цель педагогики?
Фильм и об этом.
Разве мы не наблюдаем провал за провалом всех попыток Свободного мира добром или принуждением так откорректировать мышление и поведение обществ, чьи ценности кардинально не совпадают с ценностями разума, сделавшего Свободный мир свободным?
И еще немного о фильме: человек по имени Госпот (именно так, с грамматическим искажением), потому что Госпот все же не Господь, в нем физически умирает. Но ученики его остаются. И результаты их труда по превращению злодея в безобидное существо мы видим.
А дальше что? Попытка реабилитация разума в бывшем злодее? И для чего же?
А ни для чего. Просто таково требование гуманистического подхода. Иначе чистейший гитлеризм получается. Альтернативы нет.
P.S. Однажды, после одного из тяжелейших случаев, когда мне пришлось применить приемы джиу джитсу для спасения здоровья, а может быть и жизни, воспитанника, еще не пришедшая окончательно в себя директор сказала мне:
– Какое счастье, что они не могут осознать своего положения.
Я тут же вспомнил одно из первых писем, полученных мной в начале семидесятых из Америки: "Ты себе не представляешь, как вы счастливы от того, что не представляете до чего вы несчастны".
Фильм показал, что происходит, когда каким-то чудом приходит осознание. А в жизни на уровне общества нам это в известной степени показала горбачевская демократизация и ее ближайшие – что для истории 30, 40, 50 лет – последствия.