"Прогресс, друзья, это когда еще убивают, но уже не отрезают ушей".
Фазиль Искандер, "Сандро из Чегема".
В 1918 г. практически одновременно два великих русских человека И.П. Павлов и Н.А. Бердяев не в качестве писателей (какой в этом плане может быть спрос с А.П. Чехова, который написал "Дом с мезонином"), а в качестве ученых дали очень нелицеприятные оценки состоянию русских умов.
Это знаменитые лекции И.П. Павлова "Об уме вообще, о русском уме в частности" и менее знаменитая, но очень глубокая по содержанию статья Н.А. Бердяева "Духи русской революции". Это и про восемь специфических черт русского ума, и про умные и глупые нации.
И.П. Павлов в своей лекции выразил надежду на здравый смысл и на то, что ум возобладает.
Н.А. Бердяев, будучи религиозным философом, понимая, что русская мысль молода и на тот момент едва преодолела столетний возраст, возлагал надежду на веру.
К чему привел Россию русский ум, мы наблюдаем последние почти сорок лет.
Возможность свободно мыслить привела к практически бескровному распаду СССР и освобождению народов. Свобода мысли, по, возможно, не самому удачному выражению М.С. Горбачева, сформировала пир духа. Ограничение свободы мысли, в свою очередь, привело к войне, которая поставит окончательную точку в истории безУМной России.
Проблемы со свободой мысли в России всегда пытались компенсировать особым способом, посредством особой субстанции — безУМной дУХОвности. В том смысле, что она уже не предполагала наличие ума, но еще гарантировала наличие ушей.
Но при этом в России вовсю велись ожесточенные споры об отличии российской духовности от бездуховности англосаксов. Сложно сказать, к чему привели бы эти споры высоких спорящих сторон, если бы их не рассудила сама жизнь.
БезУМие вполне логично привело страну к бездУХОвности. И процесс, что называется, пошел, и пошел не просто в среде силовиков в отношении понаехавших, а прямо в одухотворенный таким образом народ.
Как говорится, лиха беда начало. А вот что это — еще начало или уже конец, пока неясно. Но совершенно точно, что это и конец прогресса, и конец человечности. Заметьте, это не я сказал.
"Разумеется, если Вы ограничитесь постулированием какой-то возвышенной духовной инстанции, чьи свойства неопределимы, а цели непознаваемы, то будете неуязвимы для научной критики, но тогда Вы покинете и сферу человеческих интересов". З. Фрейд.