В ходе специальной операции по освобождению заложников с 01 сентября по 03 сентября 2004 года, которую проводили спецподразделения ФСБ РФ, погибло 331 человек, из них - 187 детей, кроме того, получили ранения различной степени тяжести 783 человек, из них 728 - жители г.Беслана, а также 55 сотрудников ЦСН, МВД и военнослужащие.
За совершенные преступления в отношении мирных граждан, Верховный суд РСО-А приговорил Кулаева Нурпаши Абургкашевича, участника захвата заложников, к лишению свободы пожизненно, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
В связи с терактом прокуратурой было возбуждено уголовное дело №20/852 по ст.293 УПК РФ в отношении бывших руководителей Правобережного РОВД РСО-А г.Беслана.
Также возбуждено уголовное дело по теракту № 04540064 в отношении двух руководителей ОВД Малгобекского района РИ.
29 мая 2007 года сотрудники РОВД г.Беслана постановлением Правобережного суда г.Беслана амнистированы. А оправдательным вердиктом Верховного суда присяжных РИ сотрудники РОВД Малгобекского района освобождены от уголовной ответственности.
По другим должностным лицам прокуратура на сегодняшний день не посчитала необходимым возбуждать уголовные дела, несмотря на многочисленные факты преступлений.
Формально, предварительное расследование Бесланской трагедии по уголовному делу № 20/849 ведется, однако за гибель сотен людей, ни одно должностное лицо не было привлечено к уголовной ответственности.
2 сентября 2005 года группа потерпевших выехала в Москву и доложила Вам, президенту РФ, о состоянии расследования и о действительных событиях с 1 по 4 сентября 2004 года в г.Беслане, в том числе о применении танков, огнеметов, гранатометов, БТР по зданию школы в то время, когда школа еще была полна заложниками.
Вы сказали тогда потерпевшим, что не знали об этом и обещали посодействовать проведению объективного расследования. Кроме этого, Вы заявили, что не снимаете с себя вины за гибель заложников.
Однако расследование так и не было проведено. А члены Оперативного штаба получили либо награды, либо повышения по должности.
Мы, потерпевшие, 6 марта 2007 года вынуждены были просить о возбуждении уголовного дела по уже установленным фактам преступных действий или бездействий отдельных лиц, в том числе членов Оперативного штаба. Наше заявление было подано президенту РФ, генеральному прокурору РФ, заместителю генпрокурора РФ. Заявление было направлено в прокуратуру по ЮФО, где без расследования наших доводов было вынесено постановление: нет состава преступления.
Мы трижды обращались в суды РСО-Алания с обоснованными жалобами на действия прокуратуры, но наши жалобы без должного исследования отклонялись, а отсутствие должного расследования признавалось судами законным.
Следствием и в судах наши права нарушаются, наши показания, а также показания многочисленных свидетелей не учитываются. Суды выносят решения не зависимо от доказательств, доводов приводимых потерпевшими, независимо от показаний свидетелей.
Следователи отказывают нам в допуске даже к тем материалам дела, которые по закону обязаны предоставлять.
Мы заявляем отводы следователям, прокурорам, судьям, но наши обоснованные отводы остаются без внимания.
Но беззаконие не ограничилось только этими проблемами.
В тяжелом состоянии находятся потерпевшие и в отношении социальных нужд, оставленные на произвол судьбы. Нет закона о жертвах терактов. Вам, как президенту РФ, нами были направлены просьбы по принятию специального закона о потерпевших в терактах. Но наши просьбы остались без ответа.
В 2006 году нами, потерпевшими, была организована общественная организация "Голос Беслана" для проведения собственного расследования Бесланской трагедии.
Однако с момента регистрации, потерпевшие, члены организации претерпели многочисленные факты давления: насильно отнят офис, через суды неоднократно предпринимаются попытки закрыть общественную организацию незаконными методами. Наконец, районным прокурором г.Назрани сделано представление о распространении нами заявления якобы "экстремистской направленности". По мнению прокурора, проявлением экстремизма является наше обращение к мировой общественности в 2005 году, где прокурор усмотрел, что мы Вас обвиняем в пособничестве терроризму.
Мы считаем Вас виновником гибели наши детей, но является ли это проявлением экстремизма? И делает ли честь правоохранительным органам обвинять потерпевших в страшной трагедии в экстремизме, извлекая для этого наше заявление почти трехлетней давности? Кому нужно, чтобы общественную организацию потерпевших, действующую в рамках закона, признали экстремисткой?
Считаем, что чиновники в правоохранительных органах в порыве выслужиться и получить очередное повышение, своими действиями указывают на Вас как давшего добро на глумление над потерпевшими.
Поэтому я - мать погибших в теракте сыновей и мужа, открыто обращаюсь к Вам и требую как с президента РФ, гаранта Конституционных прав и свобод, лично разобраться и прекратить преследование группы людей, членов ОО "Голос Беслана", ставших потерпевшими по вине государства.
Председатель ОО "Голос Беслана" Тагаева Э.Л.
Опубликовано на сайте "Голос Беслана, 11.01.2008