Консервативное государство, которое несколько месяцев пыталось заблокировать Telegram, а сейчас прилагает все усилия, чтобы контролировать и по возможности прикрыть западные соцсети, возводит в культ электронное голосование. Действовавшее только в Москве и еще в нескольких регионах онлайн-голосование планируют развернуть в федеральном масштабе.
"Что касается президентских выборов, у нас еще две электоральные кампании до этого, единый день голосования. И я думаю, как пойдет этот процесс, — надеюсь, что он пройдет успешно, и это позволит на всех уровнях выборов использовать электронное голосование", — заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Как апологет данной формы голосования Алексей Венедиктов, так и вершитель голосов российских граждан ЦИК, выступая за онлайн, заявляют о прозрачности, честности и быстроте.
С последним вот только не вышло. Результаты дистанционного электронного голосования (ДЭГ) опубликовали позже всех, и они перевернули всё голосование. Точнее, голосование в Москве. Электронно проголосовать можно было в столице, Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях.
Еще до начала трехдневного голосования электронное голосование собрало много критики. КПРФ призывала бойкотировать ДЭГ, так как партия считала такую форму голосования ненадежной. По мнению членов партии, электронное голосование нарушает тайну голосования, ведь компьютер, телефон или планшет может использовать не только один человек.
На этих выборах в Москве была внедрена функция переголосования. По словам ее создателя Венедиктова, переголосование поможет уйти от давления. Если над кем-то стоит начальник и требует проголосовать за конкретного кандидата и партию, человек голосует, предоставляет подтверждение, а затем уже вне видимости начальника переголосовывает.
После публикации результатов электронного голосования критики стало еще больше.
На физических участках Москвы КПРФ одержала победу, набрав 29,60%, второй была "Единая Россия" — 29,40%. Однако в электронном голосовании "ЕдРо" разгромило коммунистов, набрав 44,77% против 15,53%.
Многие связали сильный перевес в сторону партии власти с задержкой публикации результатов. Депутат-коммунист Валерий Рашкин считает, что через систему ДЭГ "были вброшены многие десятки тысяч голосов за кандидатов от власти".
Венедиктов объяснил задержку результатов сложной системой подсчетов — блокчейн. По словам главреда "Эха Москвы", из-за переголосования — тех, кто переголосовал, было около 300 тысяч человек — подсчет занял больше времени.
В день, когда были опубликованы результаты, Центризбирком отказался делиться статистикой с независимыми исследователями. ЦИК внедрил у себя на сайте защиту от автоматического скачивания данных. Цифры голосования на сайте ЦИК стали зашифрованными. При попытке копирования они превращаются в буквенный код, к ним добавляются случайные символы.
Позже на сайте опубликовали ключ, с помощью которого можно было расшифровать результаты.
Кандидатка Анастасия Брюханова обратила внимание, что пики голосов за провластного кандидата по ДЭГ отмечены в обед. Она одержала победу на классических участках, а проиграла в электронном голосовании из-за массовых вбросов, считает политик.
Продолжают возмущаться и КПРФ. В партии заявили, что они обжалуют итоги выборов, а также призвали несогласных прийти на всероссийский сход кандидатов на Пушкинской площади в ближайшую субботу (25 сентября).