В Иране нынче идут протесты, начавшиеся после того, как в местной полиции нравов погибла девушка, задержанная за неправильное ношение хиджаба (похоже, что избивали и ненароком убили). И здесь интересно, как устроены псевдотрадиционные общества, вроде нынешнего Ирана.
Могла ли девушка в традиционном обществе выйти на улицу без хиджаба? Конечно, нет. Ей бы за это настучали по башке. Отец, братья, дяди, кузены. В крайнем случае соседи или местные религиозные деятели. Хорошо ли это? Разумеется, нет. Однако это принципиально отличается от того, что происходит в Иране - там есть специальная хиджабная полиция, которая гоняется за нарушительницами. То есть, место родовой и религиозной общины занимает механистическая государственная бюрократия, которая осуществляет "надзор", согласно каким-то формальным показателям (небось, у них там "план по безхиджабницам" закрывается в конце квартала).
Происходит так потому, что в Иране уже никакой традиционной общины нет (по крайней мере, в городах) - она разложилась на плесень и липовый мед. Отцы и братья не хотят кошмарить своих женщин. Вот здесь на сцену выходит этатизм, использующий традиционные ценности как средство своей легитимации. Но проблема в том, что эти традиционные ценности могли существовать лишь в рамках определенной социальной структуры. Если эта структура ушла со сцены истории, то фарш уже не провернешь назад, ее не вернешь. Остается только создавать симулякры, назначая чиновников с хиджабомерками и квартальной отчетностью. Чиновникам, наверняка, более-менее плевать на традиционные ценности. А на что не плевать, так это на расширение власти и бюджета. Отсюда и ожидаемая концентрация в таких местах людей, которые ценят власть и возможность издеваться над другими.
У нас в России также есть те, кто хотел бы устроить тут "православный Иран" - всякие малофеевы и прочая мохнато-бородатая за***а. Но сценарий этого может быть лишь такой же. Сегодня не вернешь сельскую общину, которая собирается в церкви по воскресеньям, как социальную единицу. Можно только наплодить полицию православных нравов, комитеты по нравственности и прочий духовно-бюрократический надзор, где будут сидеть отъявленные циники, карьеристы и г****еды, чьи реальные ценности - квартальный отчет и повышение.
Это хороший повод не поддерживать государственный консерватизм, даже если вы сами консервативных взглядов - ничего, кроме симулякра, он вам предложить не может.
! Орфография и стилистика автора сохранены